Содержание

Какой документ устанавливает дополнительный отпуск водителю?

Ответ на вопрос:

Ответ зависит от того, проведена ли на рабочем месте водителя аттестация или специальная оценка условий труда.

Также прочитайте о стажировке водителей более подробно.

В настоящее время компенсации за вредные условия труда предоставляются работникам на основании аттестации рабочих мест (проведенной до 01.01.2014 г.), либо специальной оценки условий труда (проведенной после 08.04.2014 г.).

Если на рабочем месте водителя была проведена аттестация, и условия труда были признаны вредными (любой степени) или опасными, водитель имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней на основании п. 200 списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

Указанный список действует в настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г.

Поскольку ст. 117 ТК РФ устанавливает только минимальную продолжительность дополнительного отпуска, установление отпуска большей продолжительности не противоречит ТК РФ.

Если на рабочем месте водителя была проведена спецоценка, и ранее аттестация рабочего места не проводилась, водитель имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней на основании п. 200 списка, если условия труда отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Если ранее на рабочем месте проводилась аттестация и по ее результатам предоставлялся дополнительный отпуск, а потом была проведена спецоценка, и условия труда были признаны оптимальными, допустимыми или вредными 1 степени (класс 3.1), работник сохраняет право на дополнительный отпуск. В ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника: если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:*

  • сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • оплата труда в повышенном размере;
  • выдача молока и лечебно-профилактического питания.

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в статье 372 Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н.

Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

2. Ответ: Какие условия труда считаются вредными

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам:

  • аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н;
  • специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Это объясняется тем, что по общему правилу результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

1. Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест.

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

  • список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22;
  • Инструкцию, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20.

Указанные документы действуют в настоящее время, однако применять их нужно в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г.

2. Условия труда определены по результатам специальной оценки условий труда.

После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к классам в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие гарантии и компенсации по действующим нормам Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

3. Журнал: Трудовые споры, № 2, Февраль 2014 г.

Специфика

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

Андрей СЛЕПОВ,
старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

  • В каких случаях работодатель вправе не проводить спецоценку условий труда
  • Как можно сэкономить на оценке офисных рабочих мест
  • Нужно ли предоставлять работникам с вредными условиями труда все три вида компенсаций одновременно

Как было сказано, объем гарантий и компенсаций определяется по результатам специальной оценки условий труда. Но даже если она запланирована на 2015 или 2017 год, то работнику все равно нужно компенсировать работу во вредных или опасных условиях. Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ).

Более того, в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда. Например, работодатель, применявший все три вида компенсаций в отношении рабочих мест со 2 подклассом вредности, не сможет с принятием Закона № 426- ФЗ отменить сокращенную рабочую неделю.

В то же время стоит помнить, что с 2015 года вступают в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которыми, в частности, устанавливается специальная ответственность за нарушение порядка проведения оценки или ее непроведение (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ). Должностное лицо компании (включая генерального директора) могут предупредить или оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. К организации могут применить меру в виде штрафа от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Если проверяющие выявят повторное нарушение, то компании также грозит ответственность, но уже в повышенном размере. Директора могут дисквалифицировать на срок до 3 лет или оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а организации придется выплатить штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Поэтому работодателю стоит внимательно отнестись к выполнению государственных нормативных требований охраны труда.

Характеристики условий труда на рабочем месте нужно закрепить в трудовом договоре

Трудовой договор с работником должен содержать обязательные сведения и условия (ст. 57 ТК РФ). Условия труда на рабочем месте — это новое условие, включенное в перечень ч. 2 ст. 57 с января 2014 года. Заметим, что схожее условие содержится в абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Согласно этой норме в трудовом договоре нужно указать характеристики условий труда на рабочем месте в случае установления гарантий и компенсаций. При этом не совсем ясно, в чем их отличие и насколько детально нужно описать характеристики вредных и (или) опасных условий труда. Ведь работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте, что, однако, не обязательно должно выражаться в закреплении исчерпывающих положений в тексте трудового договора.

Чтобы соблюсти установленные требования к содержанию трудового договора с работником, нужно как минимум указать, являются ли условия труда оптимальными, допустимыми, вредными (с указанием одного из 4 подклассов) и (или) опасными. Для этого можно взять результаты аттестации рабочих мест или оценки условий труда. Если сотрудник уже трудится, то добавить новую информацию в его договор можно путем заключения дополнительного соглашения.

4. Нормативная база: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»

XXXIII. ТРАНСПОРТ

┌────┬──────────────────────────────────────────────┬──────┬─────┐

│ N │ Наименование производств, цехов, │Про- │Про- │

│п/п │ профессий и должностей │должи-│дол- │

│ │ │тель- │жи- │

│ │ │ность │тель-│

│ │ │допол-│ность│

│ │ │ни- │сок- │

│ │ │тель- │ра- │

│ │ │ного │щен- │

│ │ │отпус-│ного │

│ │ │ка │рабо-│

│ │ │(в ра-│чего │

│ │ │бочих │дня │

│ │ │днях) │(в │

│ │ │бочих │ча- │

│ │ │днях) │сах) │

│ │ Е. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ │ │ │

│ │ И ШОССЕЙНЫЕ ДОРОГИ │ │ │

│ │ │ │ │

│196 │Асфальтобетонщик-варильщик, занятый на чистке│ │ │

│ │битумоварочных котлов │ 12 │ │

│(п. 196 в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│

│от 05.11.1987 N 670/П-11) │

│197 │Вальцовщик резиновых смесей, занятый│ │ │

│ │вальцеванием резины при ремонте покрышек и│ │ │

│ │изготовлении резинотехнических изделий │ 6 │ │

│198 │Водитель автомобиля, работающий на автобусе│ │ │

│ │регулярных линий, в том числе заказных │ 12 │ │

│(п. 198 в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│

│от 05.11.1987 N 670/П-11) │

│198а│Водитель автобуса, работающий на маршрутных│ │ │

│ │такси │ 12 │ │

│(п. 198а введен Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума│

│ВЦСПС от 05.11.1987 N 669/П-11) │

│199 │Водитель автомобиля, работающий на автомобиле│ │ │

│ │медицинской помощи и санитарной │ 6 │ │

│(п. 199 в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│

Какими могут быть дополнительные отпуска

В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск. Должность водителя чаще всего подпадает сразу под несколько возможных категорий, входя в соответствующие списки и упоминаясь в статьях Трудового кодекса. Добавочные отпускные дни гарантированно получат сотрудники, в данном случае водители:

  • занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
  • переведенные на ненормированный рабочий день;
  • трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
  • чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.

Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах. Во внутренних актах разрешено утверждать сроки отпусков, отличающиеся от положенных в законодательстве, но только в большую сторону. Если наличествует профсоюз, его мнение необходимо учесть.

Общие правила предоставления добавочных отпусков

Дополнительный отпуск – это время, предусмотренное для отдыха в придачу к дням основного оплачиваемого отпуска, предоставляемое в течение года по признанным законом основаниям. Такой вид отпуска практически не отличается от общепринятого ежегодного в отношении особенностей предоставления. Однако существуют важные моменты, на которые следует обратить внимание.

  1. Больше, чем положено. Дни допотпуска входят в отпускные дни сверх длительности обычного ежегодного отдыха. Таким образом, в течение года водитель получит в свое распоряжение больше отпускных дней, чем стандартные 28.
  2. Когда вам угодно. Добавочные дни могут быть присоединены к любой части основного отпуска или быть взяты отдельно. Их можно переносить на следующий год (кроме отпуска за вредные условия, его надо отгулять исключительно в рабочем году).
  3. Гуляем по частям? Можно дробить дополнительные отпуска, так же как и основные. Обязательное правило – одна из частей должна составить не менее 2 недель. Если отпуска объединялись, их можно делить произвольно. Например, основной отпуск в 28 дней и дополнительная неделя могут быть разбиты на 2 части: в 20 и 15 дней или иначе.
  4. Отработай хотя бы полгода. Как и основной, дополнительный отпуск нужно заработать, проведя за рулем на пользу предприятию непрерывно не менее 6 месяцев. Хотите уйти в отпуск раньше? Это возможно либо авансом, либо пропорционально времени, которое вы отработали.
  5. А если не отдыхалось? Водитель, не использовавший полагающиеся ему дополнительные отпускные деньки, обязательно получит за них денежную компенсацию, если надумает уволиться.
  6. Выпали праздники. Нерабочие дни, оказавшиеся в числе добавочных отпускных, не учитываются, считаются только рабочие. При написании заявления на отпуск нужно не упустить этот момент, правильно посчитав и указав дату выхода на работу.

Виды водительских дополнительных допотпусков

Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.

Дополнительные дни «за вредность»

Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:

  • физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
  • эмоциональные стрессы;
  • дыхание загазованным воздухом;
  • вибрация;
  • тяжелый микроклимат на рабочем месте ­– за рулем и др.

Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск. Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок.

Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.

Допотпуск за ненормированность рабочего дня

Данный режим может быть в ряде случаев установлен:

  • водителям легковых авто (кроме таксистов);
  • водителям экспедиций в полевых условиях.

Если водитель получил в трудовой договор такую характеристику режиму своего труда, ему гарантирован дополнительный отпуск не менее 3 дней, если большее количество не предусмотрено локальными актами. Причем эти дни он вправе отгулять, даже если в течение рабочего года ему ни разу так и не привелось превысить обычный режим занятости.

В отпуск, потому что особенные

Установлен ряд профессий «с особенными условиями труда», к ним относится и водительская. Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.

Водители на Севере

Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах.

Дополнительный отпуск водителю

Телефонная консультация 8 800 505-92-65 Муж работает водителем автобуса на предприятии.

До последний аттестации рабочих мест водители имели дополнительный отпуск в размере 12 дней Положен дополнительный отпуск водителю КАМАЗА с манипулятором грузоподъемностью 11 тн, в каком размере и при каких условиях.

Положен ли дополнительный отпуск водителю грузового авто спасибо. Ночь два дня дома, водителем, один из сотрудников ушёл в отпуск, мужу ставят дополнительные смены! Может ли он отказаться Положен ли дополнительный отпуск водителю школьного автобуса, работающему в районе приравненному к Крайнему Северу?

И, если да, то в количестве скольки дней? Работаю водителем служебного автобуса. Все годы был дополнительный отпуск семь дней за вредность (общая и локальная вибрация) Какой должен быть дополнительный отпуск для водителя скорой помощи со стажем более 20 лет.

Юридические консультации по любым вопросам права. Круглосуточно.

№ 298/П-22. Указанный список действует в настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст.

423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г.

№ АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г. Поскольку ст. 117 ТК РФ устанавливает только минимальную продолжительность дополнительного отпуска, установление отпуска большей продолжительности не противоречит ТК РФ. Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:* Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ. 2.

Как посчитать дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей

Постановление Мин труда РФ от 25.06.1999 г № 16. При выполнение междугородних перевозок, когда пребывание водителя в автомобиле предусматривает более 12 часов, в кабине должно быть спальное место, и в рейс направляются два водителя — 12 рабочих дней – водителям автобусов регулярных линий, маршрутных такси, грузовых автомобилей грузоподъемностью 3 тоны и более; — 6 рабочих дней – водителям автомобиле медицинской службы, грузовых автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны.

Кроме перечисленных водителе на дополнительный отпуск имеют право работники следующих должностей автопредприятий: — 6 рабочих дней – вальцовщик резиновых смесей при ремонте покрышек, вулканизаторщик на горячих вулканизирующих прессах, заправщик ГСМ, кладовщик ГСМ, мойщик, занятый на мойке автомобильных деталях и узлах. — 12 рабочих дней – паяльщик и лудильщик горячим способом, занятый на пайке свинцом; — 12 рабочих дней – слесарь по ремонту колонок в помещении.

В статье 106 ТК РФ определено, что время отдыха – это время, в течение которого.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которыми работодатель обязуется.

№ ГКПИ04-34 В связи с этим заявитель полагает, что поскольку данные нормативные правовые акты не опубликованы, то неправомерно возлагать на общество предоставление работникам предусмотренных в них прав.

Однако оспариваемые нормативные правовые акта приняты до вступления в силу положений Конституции Российской Федерации, Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года, обязывающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

Согласно ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени сокращается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из этого следует, что оспариваемые заявителем нормативные правовые акты сохраняют законную силу и продолжают действовать и после принятия Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 423 Трудового кодекса РФ)

Вопрос: Предоставляется ли водителю грузового автомобиля дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, если половину его рабочего времени занимает стоянка в пунктах погрузки-разгрузки автомобиля?

с п.6 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13, определены виды работ, включаемые в рабочее время водителя: — время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 мин в смену; — время движения автомобиля на линии; — время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров; — время простоев не по вине водителя; — время дополнительного специального перерыва, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания; — половина времени, предусмотренного заданием на рейс, при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным

Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.

Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах. «Медицинские» водители имеют особый статус как входящие в Список профессий с вредными условиями труда.

В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей: скорой помощи – 6 дней; если водитель одновременно является и санитаром, то 12 дней; если это работа на психиатрической «Скорой помощи» – дополнительных 30 дней; непрерывный

Кому положен дополнительный отпуск за вредные условия труда — продолжительность, предоставление, расчет на примере

Если основной отпуск оформляется авансом, то дополнительный рассчитывается пропорционально времени, которое было фактически отработано во вредных условиях.

Список содержит те профессии, которым положен дополнительный отдых за вредные условия труда. Порядок использования этого документа регулируется Инструкцией (утв.

Постановлением Госкомтруда СССР No273/П-20 от 21.11.1975 г.).

Существуют также профессии, которым дополнительный отпуск положен также по другим основаниям: Рабочее время водителей обычно является ненормированным как следует из норм трудового законодательства, а также из Положения об особенностях времени работы и отдыха водителей (утв.

№ 298/П-22.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 No15). По этим основаниям все часы работы водителя после 17.00 не являются сверхурочными, не отражаются в табеле учета и дополнительной компенсации не подлежат. Сам характер работы водителя предполагает нахождение его за рулем начиная с 7 часов утра. Указанный список действует в настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г.

Поскольку ст. 117 ТК РФ устанавливает только минимальную продолжительность дополнительного отпуска, установление отпуска большей продолжительности не противоречит ТК РФ. Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

Кто поможет разобраться в каких днях даются доп. отпуска, в календарных, или рабочих? В рабочих там днях приводится (6,12 .

)

  • Провинциальный секретарь
    1. ID: 993
  • 6 сообщений
    1. :
  • 0 спасибо
  • установить дополнительный оплачиваемый отпуск у водителя газели груоподъемностью менее 3500 тон сколько дней 7 или 14?

    и джипов у администрации более 3500 тон 7 или 14?

  • Коллежский секретарь
    1. ID: 522
  • 157 сообщений
    1. Онлайн: 25д 15ч 15м 2с
  • 38 спасибо
  • установить дополнительный оплачиваемый отпуск у водителя газели груоподъемностью менее 3500 тон сколько дней 7 или 14?

    и джипов у администрации более 3500 тон 7 или 14?

    а) от 1,5 до 3 т ¦ 6 ¦ рабочих дней б) от 3 т и выше 12 рабочих дней На джипах настолько вредные условия труда что требуется доп.

    Дополнительный отпуск водителям за грузоподъемность

    Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Вопрос: Положен ли по закону удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск водителю грузового автомобиля, перевозящему сжиженный газ на заправки города и области? При том, что одним из условий трудового договора является наличие ненормированного рабочего дня (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2019 г.) Если Вам установлен ненормированный рабочий день, то работодатель обязан предоставить Вам дополнительный отпуск в размере 3 календарных дней. Дополнительный отпуск за вредные условия труда 2, 3 или 4 степени или опасные условия труда предоставляется по результатам специальной оценки условий труда.

    Предоставляются ли сейчас водителям дополнительные отпуска в зависимости от грузоподъемности автомобиля? Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительный отпуск водителям (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»

    Водитель автомобиля, работающий на автобусе регулярных линий, в том числе заказных Документ доступен: с 20 до 24 ч.

    (выходные, праздники — 24 часа) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Но сами по себе категории ничего не определяют. Порядок предоставления дополнительного отпуска установлен в совместном Постановлении Госкомите-та Совмина по труду и зарплате и президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 Давайте Правила форума соблюдать и при этом жить дружно!

    Зарегистрирован: Пн ноя 07, 2005 8:21 am

    «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

    Для водителей такое привлечение запрещено исходя из принципов безопасности. Сколько дней дополнительного отпуска положено по закону для водителей большегрузных автомобилей ( бензовоз)?

    Дополнительный отпуск водителю грузового автомобиля

    шофер грузовой автомашины является инвалидом, которым предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст.

    «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    ). 2) у шофера есть неотгулянные отпуска за прошлые годы работы, которые он вправе отгулять в любое время по согласованию с руководством.

    О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков говорится в ст. Если работник отказывается пройти предварительный медосмотр или предоставить документы, подтверждающие его профессионализм, можете смело отказывать в приеме — в таком случае ваш отказ будет обоснованным (ст.

    64 ТК РФ) О предоставлении дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда водителям автомобилей, занятым вождением и обслуживанием пожарных машин О предоставлении дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда водителям автомобилей, занятым вождением и обслуживанием пожарных машин Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда. Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде. Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

    Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

    Трудовым кодексом Российской Федерации установлено следующее: Статья 116. Сколько дней дополнительного отпуска положено по закону для водителей большегрузных автомобилей ( бензовоз)?

    Порядок предоставления дополнительного отпуска установлен в совместном Постановлении Госкомите-та Совмина по труду и зарплате и президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г.

    № 273/П-20 В вышеназванном постановлении: раздел XXXIII «Транспорт» раздел Е. «Автомобильный транспорт и шоссейные дороги» пункт 200: Водитель автомобиля, в том числе и специального (кроме пожарного) грузоподъемностью: ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, если по результатам аттестации, рабочее место относится к вредным условиям труда, то положен дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 дней. С допотпусками понятно , это и раньше было. Ккак быть с сокращенной неделей , если водители 8 часов за боранкой не сидят , а кл 3.2.

    С допотпусками понятно , это и раньше было. Ккак быть с сокращенной неделей , если водители 8 часов за боранкой не сидят , а кл 3.2.

    ВОПРОС: Предоставляется ли водителю грузового автомобиля дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, если половину его рабочего времени занимает стоянка в пунктах погрузки-разгрузки автомобиля?

    В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня.

    Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списком, не менее 80 % рабочего времени. В соответствии с п.6 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13, определены виды работ, включаемые в рабочее время водителя: — время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 мин в смену; — время движения автомобиля на линии; — время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров; — время простоев не по вине водителя; — время дополнительного специального перерыва, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания; — половина времени, предусмотренного заданием на рейс, при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом, в междугородном сообщении двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем. Поскольку указанные виды работ включаются в рабочее время водителя, занятость работника на их выполнении не менее половины рабочего дня предоставляет ему право на дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда.

    Елена Комиссарова, начальник управления правового обеспечения и надзора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

    Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.

    Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску.

    Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах. В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей: скорой помощи – 6 дней; если водитель одновременно является и санитаром, то 12 дней; если это работа на психиатрической «Скорой помощи» – дополнительных 30 дней; непрерывный

    Ответ: Какие условия труда считаются вредными Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т.

    п. Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам: Это объясняется тем, что по общему правилу результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет. Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

    1. Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест.

    Если основной отпуск оформляется авансом, то дополнительный рассчитывается пропорционально времени, которое было фактически отработано во вредных условиях. Список содержит те профессии, которым положен дополнительный отдых за вредные условия труда.

    Порядок использования этого документа регулируется Инструкцией (утв. Постановлением Госкомтруда СССР No273/П-20 от 21.11.1975 г.). Существуют также профессии, которым дополнительный отпуск положен также по другим основаниям: Рабочее время водителей обычно является ненормированным как следует из норм трудового законодательства, а также из Положения об особенностях времени работы и отдыха водителей (утв.

    Приказом Минтранса России от 20.08.2004 No15). По этим основаниям все часы работы водителя после 17.00 не являются сверхурочными, не отражаются в табеле учета и дополнительной компенсации не подлежат. Сам характер работы водителя предполагает нахождение его за рулем начиная с 7 часов утра.

    Тема: Сколько дней отпуска положено шоферу?

    Быстрый переход Оплата труда и кадровый учет Вверх

    • Навигация
    • Кабинет
    • Личные сообщения
    • Подписки
    • Кто на сайте
    • Поиск по форуму
    • Главная страница форума
    • Форум
    • Бухгалтерия
      1. Общая бухгалтерия
        1. Бухучет и Налогообложение
        2. Оплата труда и кадровый учет
        3. Документация и отчетность
        4. Учет ценных бумаг и валютных операций
        5. Внешнеэкономическая деятельность
        6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
        7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
        8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
      2. Отрасли и спецрежимы
        1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
        2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
        3. Бухгалтерский учет в строительстве
        4. Бухгалтерский учет в туризме
      3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
        1. Бюджетный учет
        2. Программы для бюджетного учета
      4. Банки
      5. МСФО, GAAP, управленческий учет
    • Юридический отдел
      1. Правовая помощь
      2. Регистрация
      3. Опыт проверок
    • Управление предприятием
      1. Администрирование и управление на предприятии
      2. Аутсорсинг
    • Автоматизация предприятия
      1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
        1. Инфо-Бухгалтер
        2. Другие программы
      2. 1C
      3. Электронный документооборот и электронная отчетность
      4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
    • Гильдия клерков
      1. Взаимоотношения на работе
      2. Бухгалтерский бизнес
      3. Обучение
      4. Биржа труда
        1. Ищу работу
        2. Предлагаю работу
    • Клуб Клерк.Ру
      1. Пятница
      2. Частные инвестиции
      3. Политика
      4. Спорт. Туризм
      5. Встречи и поздравления
      6. Авторские форумы
        1. Интервью
        2. Простое, как мычание
        3. Авторский форум Goblin_Gaga
          1. Бухгалтера можно…
          2. опусник Гаги
    • Интернет-конференции
      1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
      2. Архив Интернет-конференций
        1. Интернет-конференции
          1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
          2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
          3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
          4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
          5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
          6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
          7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
          8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
          9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
          10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
          11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
          12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
          13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
          14. Межличностные отношения на рабочем месте
          15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
          16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
          17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
          18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
          19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
          20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
          21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
          22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
          23. Запуск электронных счетов-фактур в России
          24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
          25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
          26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
          27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
          28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
          29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
          30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
          31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
          32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
          33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
          34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
          35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
          36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
          37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
          38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
          39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
          40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
          41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
          42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
          43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
          44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
          45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
          46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
          47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
          48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
          49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
          50. Клерк.Ру: смена дизайна
          51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
          52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
          53. Откаты в сфере продаж: за и против
          54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
          55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
          56. Кредит в кризис: условия и возможности
          57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
          58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
          59. Пресс-конференция Деда Мороза
          60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
          61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
          62. Российский кризис: угрозы и возможности
          63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
          64. КАСКО: страховка без секретов
          65. Выплаты физическим лицам
          66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
          67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
          68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
          69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
          70. Учетная политика для целей бухучета
          71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
          72. НДС: порядок расчета
        2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
        3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
        4. Идеальный архив бухгалтерских документов
    • Служебные форумы
      1. Архив
        1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
          1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
        2. Игры и тренинги
          1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
          2. ВЭД в условиях суровой действительности
      2. Книга жалоб и предложений
        1. Дневники

    «Отдел кадров», 2009, N 3

    Особенности труда и отдыха водителей автомобилей

    Практически каждая организация использует в своей деятельности автомобили. Водители на транспортных средствах перевозят людей и грузы. Поскольку любой автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, руководству организации очень важно соблюдать режимы труда и отдыха водителей. Особенности регулирования труда работников транспорта установлены ст. ст. 69, 213, гл. 51 ТК РФ. В статье рассмотрим подробнее: установлены ли ограничения по времени управления автомобилем, сколько времени водитель должен отдыхать, могут ли водители работать по совместительству и некоторые другие вопросы.

    Прием на работу

    Прием на работу водителей регулируется ст. 328 ТК РФ, которая обязывает пройти профессиональный отбор, подготовку и предварительный медицинский осмотр (обследование) в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта и здравоохранения.

    Кроме Трудового кодекса нормы об особенностях приема водителей можно найти в других нормативных актах:

    — в ст. ст. 23 и 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

    — в ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.

    В соответствии со ст. 65 ТК РФ при трудоустройстве водитель кроме документов, установленных данной статьей, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку.

    Внимание! В водительских удостоверениях предусмотрены пять категорий транспортных средств: A — мотоциклы, B — легковые автомобили до 3,5 т, число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, C — грузовые автомобили более 3,5 т (за исключением автобусов), D — автобусы, имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест, E — составы транспортных средств.

    Иногда требуется водитель с определенной квалификацией или опытом работы, например для пассажирских перевозок. Для их подтверждения можно обратиться к записям в трудовой книжке, справкам с предыдущих мест работы, заверенным копиям приказов или трудовых договоров (контрактов). Кроме того, стаж управления автомобилем подтверждается тем же самым водительским удостоверением.

    Если работник отказывается пройти предварительный медосмотр или предоставить документы, подтверждающие его профессионализм, можете смело отказывать в приеме — в таком случае ваш отказ будет обоснованным (ст. 64 ТК РФ).

    О медицинских осмотрах

    Кроме удостоверения работодатель обязан потребовать медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

    Более того, в процессе трудовой деятельности водители обязаны проходить периодические медицинские осмотры. Порядок и периодичность проведения таких осмотров регламентируются Приказами Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

    Предрейсовый медицинский осмотр проводится с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем с позиции как обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. При этом медицинское учреждение должно иметь лицензию. При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр», дата и подпись медицинского работника, проводившего осмотр <1>.

    <1> Более подробно читайте в статье «О медосмотрах водителей» в N 1 журнала «Отдел кадров» за 2009 г.

    Поскольку автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, работники, его эксплуатирующие, должны проходить обязательное психиатрическое обследование раз в пять лет в силу ст. 213 ТК РФ. Данной статьей также установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

    Работодатели должны не только организовать обязательные медицинские осмотры водителей, но и проводить с участием медицинских работников мероприятия по совершенствованию у водителей навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

    Внимание! При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей и отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

    Заключаем трудовой договор

    После того как все необходимые документы собраны и изучены работником кадровой службы, заключается трудовой договор. Помимо условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, подлежащих включению в трудовой договор, необходимо учесть некоторые особенности.

    Чаще всего сложности возникают с определением места работы, поскольку работа водителей в основном имеет подвижной или разъездной характер. В таких случаях рекомендуем указывать местонахождение конкретных объектов, на которых будет трудиться работник, а при подвижной работе — обслуживаемую им территорию. Следующий возникающий вопрос: нужно ли указывать в трудовом договоре наименование и марку автомобиля? Отвечаем. Указывать конкретную марку автомобиля можно в том случае, если данный водитель будет работать только на конкретном автомобиле и не предполагается его перемещение на другой автомобиль. Если вероятность замены автомобиля существует, лучше не конкретизировать марку автомобиля, иначе придется заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об использовании другого транспортного средства.

    Рабочее время шофера

    Режим труда и отдыха работников транспортных организаций должен соответствовать нормам трудового законодательства. Минтранс в Приказе от 20.08.2004 N 15 <2> утвердил Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Данное Положение распространяется на всех водителей, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

    <2> Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

    В соответствии с п. 6 Положения под рабочим временем водителя следует понимать время, в течение которого водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Пункт 15 Положения включает в рабочее время и иные периоды:

    — перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

    — выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

    — проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

    — стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

    — простоев не по вине водителя;

    — проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ;

    — охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

    — присутствия в автомобиле, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей.

    Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч. При перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов смена не может превышать 8 ч.

    В тех случаях, когда нормальная еженедельная или ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ) с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) можно увеличить до 10 ч, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч (п. 17 Положения).

    Внимание! Работодатель имеет право увеличить продолжительность ежедневной работы до 12 ч водителям, работающим на регулярных городских и пригородных маршрутах, в соответствии с п. 11 Положения.

    В силу п. 3 Положения данные особенности необходимо учитывать при составлении графиков работы (сменности) водителей, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Такие графики должны составляться для всех водителей на каждый день (смену) и доводиться до их сведения не позднее чем за месяц до введения в действие. В графике необходимо отразить время:

    — начала и окончания смены, а также ее продолжительность;

    — перерывов для отдыха и питания;

    — ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

    Сверхурочные работы у водителей допустимы, но с учетом положений ст. 99 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ, а именно:

    — при необходимости выполнить или закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена или закончена в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

    — для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

    В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

    Могут ли водители работать по совместительству? Статья 329 ТК РФ говорит, что работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень таких работ, профессий, должностей утвержден Правительством РФ в Постановлении N 16 <3>.

    <3> Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств».

    Некоторым водителям работодатель может установить ненормированный рабочий день. Сделать это он может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации. Согласно п. 14 Положения такой режим работы можно установить:

    — водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);

    — водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

    Поскольку работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда и правильно организовать труд работников, необходимо соблюдать положения вышеуказанных нормативных актов, а также не забывать про Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте <4>, которые распространяются не только на водителей автомобилей, но и на работников автотранспортных организаций, цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (СТО, шиномонтажи, гаражи, стоянки), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.

    <4> Утверждены Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28.

    Время отдыха водителя

    Время отдыха водителей регламентируется нормами ТК РФ и разд. III Положения. Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч. Время перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем в трудовом договоре.

    В соответствии со ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю (оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд), при шестидневной — один. Но в транспортных компаниях, в которых установлен суммированный учет рабочего времени для водителей, допускается устанавливать выходные дни в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), причем число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения). Можно привлечь водителя к работе и в его выходной день, но только с учетом положений ст. 113 ТК РФ. Для этого нужно издать приказ или распоряжение и получить письменное согласие водителя.

    Внимание! В соответствии с п. 28 Положения работодатель на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени может сократить продолжительность еженедельного отдыха, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

    Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

    Внимание! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) в силу п. 25 Положения.

    Разъясним. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Трудовым кодексом не регламентируется ни его продолжительность, ни порядок предоставления. Обычно они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависят от продолжительности рабочего времени. То есть при восьмичасовом рабочем дне ежедневный отдых должен быть не менее 15 ч (8 ч x 2 — 1 ч (обед)).

    При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч независимо от перерыва на отдых и питание.

    Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв устанавливается не позже чем через 4 ч после начала работы и предоставляется в месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Продолжительность такого перерыва должна быть не более 2 ч без учета времени для отдыха и питания. Об этом говорится в п. 13 Положения.

    Про ежегодные оплачиваемые отпуска забывать также не стоит. Поскольку в Положении о них ничего не упоминается, следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также за особый характер работы. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В соответствии с этим списком отпуск предоставляется в рабочих днях, а вот сокращенная продолжительность рабочего времени не установлена.

    Наименование профессий и должностей

    Количество дней
    дополнительного
    отпуска (в рабочих
    днях)

    Водитель автомобиля, работающий на автобусе
    регулярных линий, в том числе заказных

    Водитель автобуса, работающий на маршрутных такси

    Водитель автомобиля, в том числе и специального
    (кроме пожарного), грузоподъемностью:
    а) от 1,5 до 3 т
    б) от 3 т и выше

    6
    12

    Водитель легкого автомобиля-такси при работе в
    городах республиканского, краевого, областного
    подчинения и на междугородных трассах

    Вулканизаторщик, постоянно работающий на горячих
    вулканизационных прессах (аппаратах) на ремонте
    автошин, автокамер и резиновых изделий

    Кондуктор автобуса

    Водитель автомобиля, занятый перегоном
    автомобилей, слесарь по ремонту автомобилей и
    рабочие других профессий — все постоянно
    работающие в ночных сменах на техническом
    обслуживании, ремонте и осмотре автотранспортных
    средств

    Слесарь по ремонту автомобилей, занятый в
    автохозяйствах ремонтом двигателей автомобилей,
    работающих:
    а) на газе
    б) на этилированном бензине

    6
    12

    По условиям аттестации рабочих мест работодатель может самостоятельно установить дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда на конкретных рабочих местах будут признаны опасными, вредными или особыми. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установлено, что такой отпуск не может быть менее семи календарных дней.

    Средства индивидуальной защиты

    В соответствии со ст. 212 ТК РФ работники автомобильного транспорта имеют право получить спецодежду, обувь и иные СИЗ. Для работников организаций транспорта типовые нормы выдачи средств защиты приведены в Приложении 8 к Постановлению Минтруда России N 63 <5>. Согласно данному Постановлению средствами защиты должны обеспечиваться:

    — водитель автомобиля;

    — диспетчер автомобильного транспорта;

    — дорожный рабочий или мастер;

    — кондуктор автобуса;

    — оператор заправочных станций и др.

    <5> Постановление Минтруда России от 16.12.1997 N 63 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».

    Порядок выдачи средств защиты, а также правила их пользования и хранения определены Постановлением Минтруда России N 51 <6>.

    <6> Постановление Минтруда России от 18.12.1998 N 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

    Особенности оплаты труда водителей

    Рабочее время водителей оплачивается с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат — оплата сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Обратите внимание, что Постановлением Правительства РФ от 27.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена выплата иных надбавок, например за подвижной и разъездной характер работы или интенсивность труда. При составлении локальных нормативных актах об оплате водителей пассажирского транспорта необходимо учитывать положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 годы, зарегистрированного 25.03.2008 N 96/08-10 (Письмо Роструда от 25.03.2008 N 1558-ТЗ).

    В.П.Ющин

    Эксперт журнала

    «Отдел кадров»

    Подписано в печать