Педагогические наблюдения в детском саду

Инна Осипенко
Педагогические наблюдения в детском саду

Методика ведения педагогических наблюдений.

ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.

Наблюдение за детьми в их естественном окружении — дома, в группе, на участке детского сада — один из методов, полезность которого доказана практикой.

Что такое наблюдение? НАБЛЮДЕНИЕ — ЭТО ПРОЦЕСС СБОРА ТОЧНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ОН РАБОТАЕТ ИЛИ ИГРАЕТ ОДИН, ИЛИ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ. Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.

Фиксация наблюдения — это процесс документирования наблюдаемого.

Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе — позволяет выявить зону ближайшего развития

В основе наблюдений за детьми — уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.

Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Объективное наблюдение — это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Машу», «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».

Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста, например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».

Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, запись эпизода: «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.

Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:

«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».

Эта запись даёт следующую информацию:

• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.

• Гриша пригласил других детей.

• Он поделился с ними своими замыслами.

• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.

Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши

Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.

НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.

ДОСТОВЕРНОСТЬ — очищенная (свободная от субъективной окраски) запись фактов; многократное повторение одних и тех же реакций (действий, способов) в различных ситуациях. Например:

«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».

«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».

«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».

«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».

Такие факты можно считать достоверными. Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким: «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.

РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УВИДЕННОГО — анализ собранных фактов, выстраивание в логической последовательности причин и следствий, понимание сути происходящего.

Например, отставание ребёнка по одному из параметров — не повод для паники. Нужно смотреть на картину в целом.

Выводы — обобщённая, согласованная точка зрения о ситуации в развитии ребёнка, основанная на достоверных фактах. Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его индивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объективны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обобщения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить, то и с ребёнком.

Достижения — факты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии ребёнка, субъективно и объективно значимая оценка результатов продвижения ребёнка в том или ином виде деятельности, оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих взрослых и личными результатами ребёнка.

Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.

ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ:

• ценится и процесс, и результат;

• сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;

• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;

• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;

• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.

Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации

Повествовательные или дневниковые заметки.

Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата. Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».

Карта наблюдения.

Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.

Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.

Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.

Подсчёт частот и временных промежутков.

Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.

Портфолио.

Портфолио — это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с выполненными г: м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО:

• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;

• активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии);

• предоставление фактов для многосторонней оценки;

• обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;

• вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.

Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.

Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.

Оформление портфолио начинают родители — приобретают папку, подбирают фотографии. Родители наполняют его информацией о семье и домашнем укладе, об интересах и домашних увлечениях ребёнка, о взаимоотношениях ребёнка с родственниками, ее соседями, о его мечтах и предпочтениях.

Вклад воспитателей — записи наблюдений, отчётные листы продвижении ребёнка в той или иной предметной области, тексты и высказываний и рассказов, рисунки, выполненные задания и другие свидетельства его активной учебной и творческой деятельности в группе. Воспитатели более конкретны и рациональны в оценке, более скептичны и скупы, часто ограничены наблюдениями по определённым областям знаний, заложенным в образовательных программах.

Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.

Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.

Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.

Наблюдения за детьми в течение дня

татьяна алексеева
Наблюдения за детьми в течение дня

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Эвелина В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами, в плохом настроении. С детьми не хотела играть, сидела на стульчике. На предложение пойти играть с детьми, спряталась в домик. После завтрака стала играть сама с куклой. После сна настроение улучшилось, девочка стала играть с игрушками.

С кем и во что играл

Эвелина играла с Миланой (собирали пирамидку, играли с кубиками, с Олей (рисовали)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

В игре девочка была спокойной, делилась игрушками.

Конфликты

Дети предлагали ей разнообразные игрушки, но она не реагировала на них.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На музыкальном занятии расплакалась, подошла к воспитателю, боится баяна

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Все время стоит или сидит рядом с воспитателем.

Как ел

Эвелина ела хорошо, правильно держит ложку.

Как засыпал

Засыпала долго, крутилась на кровати, пела песни

Предложения родителям

Приобрести музыкальные инструменты для игр, и перестать чрезмерно опекать ребенка.

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Эвелина В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла в хорошем настроении. Смотрит на себя в зеркало и говорит: «Я красивая». Взяла расческу и стала причесываться. В уголке ряженья надела шапочку и ходила в ней по группе.

С кем и во что играл

Играла с Ульяной (прыгали на больших мячах, с Соней (играли в настольные игры, с Сережей (катали мячики)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время свободной деятельности играла в разные игры, обследовала матрешку, собирала пирамидку.

Конфликты

В течении дня конфликтов не был, подошла к плачущему Артему, пожалела его, дала ему игрушку.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятие была медлительна, требовалось постоянное напоминание.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На замечания взрослых реагирует и убегает

Как ел

Девочка кушала хорошо, любимое блюдо молочная каша.

Как засыпал

Засыпала долго, сон не продолжительный

Предложения родителям

Предложить художественную литературу для чтения ребёнку.

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Артём У.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришел в плохом настроении со слезами. Сразу спрятался в домике. Через время забрал у Руслана машину, принесенную днем раньше со словами: «Я еще не играл, отдай!»

С кем и во что играл

Играл с Ваней (строили из кубиков, играли в конструктор, с Вероникой (катались на качели)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время игр был спокойный, но если его кто – то случайно затронет, сразу начинает плакать, идет жаловаться

Конфликты

Свои игрушки никому не дает играть, сразу убегает.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии сидел, ничего не хотел делать. После сна самостоятельно не одевался.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На предложения поиграть вместе с воспитателем отказался.

Как ел

Самостоятельно есть не хотел, ждал, когда его покормят

Как засыпал

Заснул самостоятельно, быстро, но часто просыпался.

Предложения родителям

Играть с детьми в подвижные игры, больше гулять на свежем воздухе.

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Артём У

Настроение утром, в течение дня

Мальчик пришел спокойно, но с детьми не общается, стоит возле окна и смотрит в него. Перед обедом забрал стульчик у Миланы и сел на него.

С кем и во что играл

Играл с Русланом в настольные игры, с Дашей рассматривал книги, катался на качели.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Самостоятельно играл с пирамидками, дидактическую игру «Сложи картинку, мягкими кубиками

Конфликты

Артем забрал у Вани машинку и радуется, не обращает внимания на его слезы, говорит: «Это мое». На уговоры взрослых поделиться игрушкой он убежал в домик.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии отвлекался, мешал сидящим рядом детям, стучал по столу руками.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как ел

Ел хорошо, но неаккуратно.

Как засыпал

Засыпал медленно, спал долго

Предложения родителям

Побеседовать с ребенком о том, что игрушками надо делиться, что плохо обижать детей, предложить поиграть в игру «Подарок для мишки»

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настя В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами на глазах, но твердо заходит в группу, несет свою любимую игрушку. Подошла к горке и скатилась с нее. Взяла книжку с картинками, рассказывает о том, что видит: «Дед плачет, баба плачет – делает вид, что плачет и закрывает лицо руками.

С кем и во что играл

Играла с Миланой – укладывали кукол, одевали и раздевали их, складывали бочонки, с Вероникой и Валей большим строительным материалом, модулями.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

С детьми играла спокойно, иногда плакала, потому что не было рядом любимой игрушки, в свободной деятельности играла с кеглями, конструктором, кубиками.

Конфликты

Конфликтов в течении дня не было

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии была активна, отвечала на вопросы воспитателя, повторяла стихотворения.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Эмоционально положительно реагирует на муз. Работника, сразу вступает в контакт

Как ел

Аппетит плохой, ест плохо

Как засыпал

Засыпает со своей любимой игрушкой, спит долго

Предложения родителям

Автор — Л. С. Вакуленко

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» . За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.
Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5—3 лет занимает четыре страницы, для детей 3—8 лет — три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год — в сентябре и апреле — мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» .

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3—4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии — «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1 — начальная стадия;
2 — в развитии;
3 — при умеренной поддержке;
4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по
    данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной . Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно — высокий уровень развития).

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
— В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
— Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
— Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Организация педагогических наблюдений в ДОУ.

Организация педагогических наблюдений за включенностью детей.

Наблюдения – это процесс слежения за ребенком в то время, когда он работает или играет, при невмешательстве в его деятельность. Цель наблюдения: обеспечить постоянную оценку роста и развития каждого ребенка с целью планирования видов деятельности, которые соответствуют индивидуальным потребностям. Регистрация – это процесс документирования наблюдаемой активности. Систематический подход к наблюдению детей помогает обеспечить полноту получаемых данных, на основе чего можно составить индивидуальный план развития ребенка на данном периоде.

Регистрируя действия или его результаты, я получаю фиксацию того, что и как дети делают, и могу лучше оценить и поставить цели перед этим ребенком. Со временем наблюдения за ребенком я могу выявить тип его поведения, познавательные предпочтения, уровень навыков и продвижение в развитии.

Наблюдения должны быть объективными, они не должны включать в себя то, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать главным образом то, что сделано или сказано. Для обеспечения объективности, наблюдения должно быть детализированным и описательным, что бы содержать как можно больше информации. Посмотрев на свои наблюдения, я смогу поощрить и расширить проявленный интерес.

Существуют разные виды техники:

  1. Регистрация эпизодов – это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки.

  2. Дневниковые заметки – это записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня.

  3. Карта наблюдения. Она определяет конкретные виды поведения, обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях. Карта включает в себя такие области как: социальное развитие, коммуникативное развитие, информационное, деятельное, здоровьесберегающие развитие.

Карта содержит информацию чем ребенок увлекается в данный момент, что он может и чего не может в каждой из областей развития. Я использую эту информацию для постановки педагогических целей и составления индивидуальных планов развития ребенка.

  1. «Портфель», или образцы работы – это коллекция работ, которые ребенок выполнил в течении некоторого времени. Они могут включать рисунки, рассказы, можно подобрать фотографии, отражающие деятельность ребенка, аудио записи его речи. «Портфель» – это очень индивидуальная коллекция.

Вот несколько вариантов наблюдений и регистрации игры и деятельности ребенка. Дети должны наблюдать в разных зонах группы и на открытой площадке в разное время дня в течении всего года.

Наблюдения за детьми – основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы в целом.

Выбор, которые дети делают по своему усмотрению, обычно соответствуют уровню их развития. Просматривая записи своих наблюдений, я выделяю область, вызывающую озабоченность или особый интерес и на основании этого составляю индивидуальный план развития ребенка.

Иногда дети проявляют и реализуют свои интересы только дома, поэтому необходимо привлечь родителей к наблюдениям за детьми и в домашней обстановке. Когда родителей опрашивают по поводу их согласия учувствовать в составлении индивидуальных планов развития ребенка, необходимо дать им понять, что мы рассчитываем на их максимальное сотрудничество с семьей. Это идея может оказаться для них новой и поначалу не вызвать восторга. Чтобы вовлечение родителей стало реальностью и не было формальным – требуется время, необходимое чтобы узнать интересы и возможности родителей.

Изучение интересов родителей позволяет проинформировать о возможных способах помощи в составлении индивидуальных планов и наметить формы их участия с учетом личных склонностей, умений и способностей. Маловероятно, что все будут учувствовать в равной мере, однако вклад каждой семьи очень ценен, поскольку это дает родителям возможность более активно способствовать развитию их ребенка и точнее планировать работу с ним.

Иванова Светлана Николаевна

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Библиографическое описание:

Губайдуллина Е. В. Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 117-121. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11262/ (дата обращения: 07.08.2019).



С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей.

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается конкретностью объекта и предмета наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Наблюдение является надежным методом, оно не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

– наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

– регистрация событий в момент их протекания;

– независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

Однако, есть и слабые стороны:

– недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

– ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

– пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

Существует несколько классификаций метода наблюдения.

В зависимости от условий и целей проводят

Систематическое наблюдение — тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.

Несистематическое наблюдение — тип наблюдения, при котором важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. (Особенности ребенка в определенной ситуации, например боязнь клоуна…)

В зависимости от объекта наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные дети или вся группа (сплошь).

В зависимости от предмета наблюдения сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину поведения (характеристика на ребенка).

Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, проявление эмоций у ребенка, волевых усилий и т. д.

По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в педагогическом процессе. С помощью такого наблюдения можно определить модель общения ребенка с родителями.

Включенное — осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим воспитателем в процессе совместной деятельности).

По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое), проводится единовременно. С помощью подобного наблюдения педагог обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста и пр.) в одних и тех же ситуациях.

Длительное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом педагог сравнивает разные этапы в развитии одного ребенка.

Наблюдая за ребенком, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей его развития.

Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. «С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой — повышение требований к дошкольному образованию».

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Но как убедиться в том, что планируемые виды деятельности удовлетворяют запросы детей и стимулируют их развитие? Как увидеть и оценить достижения каждого ребенка и группы в целом? Как зафиксировать моменты поведения, которые вызывают озабоченность? Как индивидуализировать виды деятельности, чтобы они соответствовали различным уровням развития детей?

На наш взгляд, ответ на эти вопросы можно получить в ходе целенаправленного наблюдения за детьми со стороны педагога с целью оценки развития детей, его динамики.Такая оценка может производиться педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках педагогического мониторинга.

Задача сегодняшнего дня — более полно воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию образования. Для этого нужно в качестве цели иметь не конкретный объем знаний и умений, а показатели развития, дать каждому ребенку возможность проявить свои способности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.

Поэтому необходимо наблюдать за детьми и анализировать данные о каждом ребенке, чтобы оказывать адекватную поддержку.

Наблюдение является незаменимым методом при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

Организация педагогического наблюдения имеет свои особенности, предполагает наличие у педагога хорошего уровня подготовленности. Для успешной практической работы важно знание закономерностей психического развития детей, формальных нормативных характеристик. Несмотря на различия в темпах развития, своеобразие их психологических качеств, педагогу необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять перекосы в развитии (Т. Н. Доронова), осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, целенаправленно руководить группой детей.

Кроме этого, осуществление наблюдения потребует от воспитателя умения четко планировать свою педагогическую деятельность, вести соответствующие записи, координировать свою работу с работой коллег и родителей.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом наблюдение не должно становиться самоцелью.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он сможет планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать ее эффективность в процессе последующих наблюдений.

Содержание наблюдения зависит от многих обстоятельств и, главным образом, от существа и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач наблюдения, от условий, в которых находятся ребенок и педагог, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение, а так же от количества участников наблюдения.

Когда учтены все перечисленные обстоятельства, целесообразно спроектировать наблюдение (первый этап — проектировочный).Определитьцель наблюдения, объекты и содержание (предмет) наблюдения, ситуацию наблюдения (примерную продолжительность и время проведения наблюдений), способ фиксации результатов. Программа наблюдения должна включать в себя примерный перечень признаков (аспектов) наблюдаемого — формальные нормативные характеристики детей.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за проявлением инициативности и самостоятельности ребенка. В ходе наблюдения педагог обратит внимание на способность ребенка выбирать занятие, участников совместной деятельности, умение договариваться с ними. А так же, удаётся ли Маше воплощать свой замысел и видеть результат своей деятельности.

Схема наблюдения может быть следующей:

Цель наблюдения

Объект наблюдения

Программа наблюдения

Ситуация наблюдения

Способ фиксации результатов

время

место

Оценка динамики развития

Иванова Маша

Проявление инициативности и самостоятельности

1. способность выбирать занятие, 2. участников совместной деятельности; 3. умение договариваться;

4. умение воплощать свой замысел

5. умение видеть результат своей деятельности

15.30–16.00

25 февраля

группа

индивидуальная карточка ребенка

Далее последует второй этап — практический. Проведение наблюдения и фиксация его результатов.

Третий этап — аналитический. Во время которого, педагог проведет анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Организовать и грамотно провести педагогическое наблюдение педагогу поможет определенная последовательность действий (алгоритм), состоящий из 9 «шагов».

Прежде чем проводить наблюдение необходимо решить, для чего вы будете это делать, т. е. необходимо четко сформулировать цель и задачи наблюдения. Определение тематики наблюдения поможет воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение всегда применяется для решения определенной педагогической задачи, касающейся одного ребенка или группы детей, поэтому определите объект наблюдения (состав).Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.

Выберите ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью. Активное или пассивное наблюдение за ребенком может быть организовано в совместной деятельности, в игре, в самостоятельной деятельности, в группе детского сада или на площадке для прогулки, в совместной деятельности с родителями, т. е. в естественной для ребенка ситуации.

Для того чтобы информация была достоверной, убедитесь, что ребенок/дети в момент наблюдения чувствуют себя свободно и находятся в привычной обстановке. Дети не должны знать, что за ними наблюдают.

Необходима регистрация результатов наблюдений. Выберите способ фиксации результатов. Его выбор будет зависеть от цели наблюдения.

Цель наблюдения

Способ фиксации данных

Фиксация ключевых событий и важных видов поведения.

Регистрация эпизодов, описание ситуаций

Отслеживание прогресса, в овладении умениями и навыками.

Ведение карт наблюдений, журналов, дневников

Определение частоты проявления тех или иных видов поведения.

Подсчет частоты или продолжительности событий

Определение степени проявления тех или иных умений.

Составление рейтингов

Регистрировать информацию можно любым удобным способом:

– «Блокнот в кармане»

– Листы и карандаши в «разных углах группы»

– Фиксация сведений в конце рабочего дня

– Индивидуальные карточки для каждого ребенка

– Звукозапись

– Видеозапись

– Фотографирование

Дляежедневных наблюдений можно использовать карточки, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. При этом следует отмечать не только негативные проявления, но и достижения детей.

Карточки могут не иметь тематической направленности и содержать ситуативные неструктурированные наблюдения.

Эти карточки можно использовать для заполнения тематических карт наблюдения. С этой целью на карточке ставится дата.

Вместо карточек можно использовать тетради, куда воспитатель каждый день вносит свои наблюдения.

Тематические карты-схемы используются для наблюдения за развитием ребенка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития ребенка.

Главной задачей наблюдения является выявление особенностей продвижения ребенка по основным направлениям развития. Карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, а с большим временным интервалом, например, один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.

Описание диагностируемого качества нужно взять из научной и методической литературы, или образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, необходимо использовать разные ситуации в течение дня. В карту развития педагог должен заносить данные, которые накапливаются у него в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения ребенка в разных ситуациях.

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка можно составить индивидуально-групповую карту развития.

Ведение таких карт нацеливает педагогов на умение систематизировать свои наблюдения, видеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого ребенка. Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволяет выявить динамику развития группы в целом и отдельных детей, а также оценить качество работы педагогов.

Подобная карта даёт основу для систематического сбора данных методом наблюдения относительно развития ребёнка и группы в целом в различных областях.

Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обеспечивает информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.

Так же, карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели могут использовать эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка.

Начиная со старшей группы, можно привлекать к анализу и самих воспитанников.Вэтом случае воспитатели привлекательно для детей оформляют карту для каждого центра, размещают ее в уголке, например изобразительной деятельности и предлагают ребятам самостоятельно делать пометку в своей графе, в том случае, если их деятельность разворачивается в данном центре.

После анализа фактов, полученных в ходе такого наблюдения, воспитатель сможет направить внимание на необходимые условия для успешного образовательного процесса.

Таким образом, наблюдение, можно рассматривать, как метод, помогающий оценить качество образования в детском саду. Каждый педагог, наблюдая за детьми, сможет лучше их узнать, приобрести собственный опыт понимания детей. Ведь «без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально».

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения.

       МКДОУ 

ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, познавательное развитие (пункт 2.6. ФГОС ДО). Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира об особенностях природы.

Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей… прежде всего в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности». В пункте 2.7. Стандарта познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка. Таким образом, познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Познавательная деятельность в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС ДО осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И.Тихеева, О.Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э. И.Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г.Саморукова и др.). В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А.И.Герцена, утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях..

Э.И.Залкинд, А.И.Васильева, П.Г.Саморукова и другие подчеркивают, наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте — это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами (п. 2.6 ФГОС ДО).

Для успешного достижения поставленной цели педагог продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Так, во время ОД можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым.

Подготовка к наблюдению. Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи ( умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

Организационно-методическая форма проведения наблюдений:

1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема представлений на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

Подготовка и организация наблюдений.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовывать наблюдения за трудом взрослых, которые работают близ детского сада (н-р, дворник, строитель).

С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.

В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.

В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг представлений, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти представления постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

Методика проведения разных видов наблюдений

Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем представлений, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет материал (ветки, семена, овощи, фрукты). Не менее важна подготовка объектов наблюдения.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие мероприятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

Длительное наблюдение. длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы проведения.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

Объектами наблюдений могут быть:

Живая природа: растения и животные;

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения по продолжительности.

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлениях (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности), а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Планирование наблюдения.

Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом, в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4.Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (ферму, магазин).

Наблюдение, как прием используется с младшего возраста. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Программное