О законодательном статусе отечественного производителя

Правительство Российской Федерации принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; (ст. 14, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Правительство России защищает интересы «отечественных производителей товаров», однако, ни в одном российском или международном нормативно-правовом акте нет определения понятия «отечественный производитель товаров», и соответственно нет и критериев отнесения того или иного лица к категории «отечественных производителей товаров». Только по совокупности косвенных признаков можно предполагать, что имеется в виду под категорией «отечественный производитель товаров». Я попытаюсь проанализировать содержание данной категории и выявить максимально возможное число косвенных признаков, чтобы по крайней мере стало бы понятно в каком направлении двигаться, чтобы ответить на вопрос, является ли фирма «А», изготовитель товаров «Б» на территории России «отечественным производителем» этих товаров.
Из этой категории только термин «товар» имеет законодательно установленное определение, и не одно, что само по себе создает определенные, но преодолимые, сложности. Так, Налоговый кодекс признает товаром любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, и содержит отсылку на законодательство Таможенного Союза для определения, что такое товар в таможенных правоотношениях. Таможенный же кодекс Таможенного Союза устанавливает, что товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Федеральный закон «О защите конкуренции» к товару относит любой объект гражданских прав (в том числе работу, услугу, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а, например, Федеральный Закон «О рекламе» определяет товар, как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Я не исключаю, что в других законах или иных нормативно-правовых актах дано иное определение товара, однако и из приведенных выше определений можно вывести: товар есть объект гражданских прав, предназначенный для введения в гражданский оборот. Исходя из анализируемой нормы Федерального Конституционного Закона «О Правительстве Российской Федерации», в совокупности с упомянутыми нормами права, возможно сделать достоверный вывод «от противного», то есть противопоставить товары работам и услугам), и рассматривать товар как вещь, предназначенную для введения в гражданский оборот.
Вторая составляющая рассматриваемого термина — слово «производитель» (речь идет о «производителе» вещей) — законодательного определения не имеет. Приходится смотреть в словари, так Современный экономический словарь определяет термин «производитель» как предприятие, организацию, компанию, лицо, производящее, изготавливающее продукцию, товары, оказываемые услуги. Максимально близкий, законодательно определенный общий термин к рассматриваемому понятию — термин «изготовитель» определяется Законом «О защите прав потребителей» как организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Таким образом, и в словаре и в законе одно понятие определяется через другое и обратно, а следовательно, логично предположить, что понятия «производитель» и «изготовитель» идентичны.
При этом данный закон раскрывает содержание понятия «производитель» (он же «изготовитель»), описательно, через перечисление основных прав и обязанностей «производителя-изготовителя». То есть «производитель» это лицо, которое несет определенный объем обязанностей перед потребителями. Точно такой же описательный подход к раскрытию понятия «производитель» содержится в некоторых законах России, например, «производитель лекарственных средств — организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ); «Производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции и обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции» (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ); «13) товаропроизводитель — зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства» (Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ). Все прочие законы РФ употребляют понятие «производитель» в качестве понятия, не требующего пояснений.
Некоторые нормы права, например, Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15.04.2005 (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Порядка, определяющего понятие «Промышленная сборка» и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» в качестве требования к производителю, устанавливают обязательное наличие производственных мощностей в России и перечень технологических операций, которые производитель обязан выполнить, чтобы пользоваться льготами, установленными в соответствии с законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 г. N 166; Решение КТС от 27.11.2009 N 130, п. 7.1.1).
Концептуально к этой норме об автопроизводителях близко Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2010 N 858-р (ред. от 17.12.2010) о разработке и утверждении значений параметров, методики определения значений параметров и порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения поручено Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России в 2-месячный срок разработать и утвердить «параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения». Данное поручение в срок выполнено не было, на что есть две причины фактического и юридического характера: в России отсутствует компонентная база телекоммуникационного оборудования, следовательно все оборудование будет произведено из импортных компонентов, при этом отсутствует орган, который бы имел полномочия подтвердить российское происхождение собранных товаров.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 184 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области.» Согласно этому постановлению, изготовление путем сборки автомобилей при выполнении технологических операций, не предусматривающих сварку, сборку и окраску кузова автомобиля, не считается достаточным, чтобы считать изготовленные автомобили, происходящими из России, соответственно и производитель этих автомобилей российским производителем считаться не может. Вместе с тем, те же самые операции, если они делаются лицами, осуществляющими «промышленную сборку» на стадии крупноузловой сборки (то есть ввозится кузов автомобиля в сборе, а на него монтируются также импортные агрегаты), считаются достаточными для того, чтобы этих лиц считать производителями, а изготовленные ими автомобили российскими. Причина этому проста, участники проектов по промышленной сборки приняли на себя существенные обязательства перед Правительством России в лице Минэкономразвития, а поэтому Правительство России принимает меры по защите их интересов, рассматривая их как отечественных производителей.
Исходя из вышеизложенного, в общем случае понятие «производитель» не связано со страной происхождения товара, а связано с наличием предприятия в России. В частных случаях, помимо наличия предприятия, чтобы стать производителем, необходимо обеспечить соблюдение специальных норм, установленных специальной нормой права. Из этих частных случаев можно сделать вывод о наличии общей тенденции, подхода Правительства России к определению критериев отечественного производителя: производитель будет отечественным только тогда, когда товар, им производимый, изготавливаемый в России, будет соответствовать критериям российского происхождения товара. Естественно предположить, что если такие критерии появится, то основываться они будут на критериях определения страны происхождения товаров, применяемых во внешней торговле для целей ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (например, Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года «О Правилах определения страны происхождения товаров»).
В соответствии с Правилами, утвержденными Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года, заключенным Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение от 25 января 2008 года) на единой таможенной территории государств страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Понятие «критерий достаточной обработки/переработки» в соответствии с Правилами, утвержденными Решением от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, согласно которой «критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции».
В соответствии с п. 6 Правил определения страны происхождения товаров, установленных Соглашением от 25 января 2008 года, для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
С учетом вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, производителем товара является лицо, совершившее последние операции с товаром для придания этому товару потребительских свойств и несущее юридические обязанности изготовителя этого товара.
И, наконец, хотя значение термина «отечественный» не определено, будет правильным избрать консервативный подход: отечественным будет являться российское общество, лицо, зарегистрированное на территории России и имеющее предприятие в России.
На основании вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, отечественный производитель товаров это российское лицо, осуществляющее последнюю существенную обработку товара на Российском предприятии.

На первый взгляд, разницы нет. Потому что обычно одна фирма является одновременно и производителем, и изготовителем.

Но, т.к. процесс производства какой-либо продукции включает в себя не только изготовление, но и проектировку, упаковку и т.д., иногда изготовитель является лишь партнером изначального производителя.

Именно производитель отвечает за качество проектировки, упаковки, достоверность маркировки, безопасность изделий. Соответственно, законодательное сопровождение всех процессов находится именно на нём. Изготовитель несёт ответственность лишь в части тех процессов, которые выполнялись непосредственно им.

Кто такие производитель и изготовитель?
Производитель – физическое или юридическое лицо, обладающее полным спектром вещных прав на продукцию, выпускающее её под своей торговой маркой самостоятельно либо с привлечением услуг маркировщиков, упаковщиков, проектировщиков и изготовителей. Информация о нём в обязательном порядке указывается на товарах и доводится до потребителя. Производитель несёт полную ответственность за соблюдение требований безопасности, установленных в конкретной отрасли.

Изготовитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее конечное производство продукции для её дальнейшей реализации оптовым и розничным покупателям, за исключением схем аутсорсинга. Результат такой работы – пригодность изделия для конечного потребления.

В чем разница между производителем и изготовителем?
Таким образом, производитель – это обладатель всего спектра прав на продукт, который может либо выпускать товары самостоятельно, либо прибегать к услугам субподрядчиков. К их числу, наряду с проектировщиками, упаковщиками и маркировщиками, относятся изготовители. Последнюю группу субъектов объединяет лишь тот факт, что они стоят на вершине производственной цепочки и делают продукт пригодным к употреблению либо дальнейшей реализации.

В чем отличие производителя от изготовителя?
Соотношение:

Производитель – это компания, обладающая всем спектром прав собственности на продукт. Изготовитель – исполнитель продукта, который такими правами может не обладать.

Особенности работы:

Производитель может выпускать продукцию самостоятельно, либо прибегать к услугам субподрядчиков, в числе которых – изготовитель.

Ответственность:

Производитель отвечает за качество продукта в целом, изготовитель – лишь в части тех финальных производственных операций, которые были им выполнены.

Отличие производителя от изготовителя ЛМК

Отличие производителя от изготовителя ЛМК — информация достаточно тонкая для восприятия потребителя. Поэтому мы решили распутать существующий клубок мнений и рассказать, чем отличается производитель от изготовителя и насколько существенной может оказаться разница производитель или изготовитель для заказчика. Развитие рыночных отношений заставило обратить внимание, чем отличается производитель от изготовителя. Игроки строительного рынка начали рассказывать о себе, делиться информацией и показывать наглядно отличие производителя от изготовителя ЛМК. Давайте рассмотрим, как это происходит.

Лучшим знаком узнаваемости, а также определения с кем имеет дело потребитель является сама продукция. Производитель или изготовитель обязательно указывают (маркирует) на товаре или продукции свои данные и покупатель (потребитель) может самостоятельно узнать обо всем, что связано с этой продукцией, а также кто ее производитель или изготовитель. В более широком смысле, отличие производителя от изготовителя ЛМК трактуется в законодательной базе РФ. Согласно чего:

  • Производитель — это физическое или юридическое лицо, имеющее полный спектр вещных прав на продукцию, которую выпускает под своей торговой маркой самостоятельно либо с привлечением услуг маркировщиков, упаковщиков, проектировщиков и изготовителей. Информация о том, кто выпустил продукцию производитель или изготовитель является обязательной. Если речь идет о производителе, то все сведения о нем указываются на производимой им продукции, чтобы четко информировать потребителя, насколько серьезен производитель в отношениях с потребителем. Производитель несёт полную ответственность за соблюдение всех требований безопасности, установленных в конкретной отрасли. В данном случае, мы говорим о производстве легких металлических конструкций, а также об их монтаже и строительстве — сферах производства, в которых обязательно нужно знать, чем отличается производитель от изготовителя.
  • Изготовитель — это тоже физическое или юридическое лицо, которое осуществляет конечное изготовление продукции с целью её дальнейшего сбыта, купли-продажи и реализации, как оптовым, так и розничным покупателям. Что касается отличия производителя от изготовителя ЛМК, в данном случае изготовитель не оказывает никаких сопутствующих услуг, а просто продает свою продукцию. Результат сотрудничества с потребителем — эффективность, работоспособность и пригодность легких металлических конструкций (ЛМК), а также изделий из них, созданных для конечного потребления. Здесь речь идет о готовых быстровозводимых и полнокомплектных зданиях и сооружениях из ЛМК, которые покупатель монтирует и возводит без участия изготовителя. В нашей компании есть целая линейка готовых (типовых) моделей быстровозводимых зданий и сооружений, которые мы реализуем, как изготовители.

И хотя производитель или изготовитель тождественные понятия, мы надеемся после такой полной информации вы точно будете знать, чем отличается производитель от изготовителя и как эта разница может сказаться в вашем конкретном случае. Несмотря на то, что многие из наших заказчиков, предпочитают иметь дело с нами, как с производителем легких металлических конструкций (ЛМК), мы иногда прибегаем к определению изготовитель, особенно в маркетинговых целях. где обязательно нужно знать, чем отличается производитель от изготовителя.

После сравнения, кто лучше производитель или изготовитель и описания отличий производителя от изготовителя ЛМК, остается заметить самое важное и подвести итог:

  • Производитель ЛМК — это обладатель всех прав на свою продукцию, то есть собственник, который может заниматься обслуживанием и реализацией продукции в комплексе с услугами «под ключ». Производитель ЛМК полностью отвечает за оказываемые услуги и качество продукции.
  • Изготовитель ЛМК такими правами может и не обладать. Он может быть исполнителем продукта и нести ответственность только за сами конструкции, изготовленные им, а не за целое здание или сооружение, если оно монтировалась с привлечением сторонних компаний или собственными силами заказчиками. Тоже самое касается готовых (типовых) моделей, монтаж которых осуществляется без специалистов нашей компании.

Сейчас мало кто из заказчиков хочет прибегать к услугам субподрядчиков. И мы с этим согласны. Если вы хотите, чтобы ответственность за строительство взял на себя подрядчик, сотрудничайте только с грамотными производителями легких металлоконструкций (ЛМК), используя облуживание «под ключ»! Пишите, звоните, заказывайте и просто консультируйтесь! Будем рады вам помочь в решении всех вопросов!

На первый взгляд, разницы нет. Потому что обычно одна фирма является одновременно и производителем, и изготовителем.

Но, т.к. процесс производства какой-либо продукции включает в себя не только изготовление, но и проектировку, упаковку и т.д., иногда изготовитель является лишь партнером изначального производителя.

Именно производитель отвечает за качество проектировки, упаковки, достоверность маркировки, безопасность изделий. Соответственно, законодательное сопровождение всех процессов находится именно на нём. Изготовитель несёт ответственность лишь в части тех процессов, которые выполнялись непосредственно им.

Кто такие производитель и изготовитель?
Производитель – физическое или юридическое лицо, обладающее полным спектром вещных прав на продукцию, выпускающее её под своей торговой маркой самостоятельно либо с привлечением услуг маркировщиков, упаковщиков, проектировщиков и изготовителей. Информация о нём в обязательном порядке указывается на товарах и доводится до потребителя. Производитель несёт полную ответственность за соблюдение требований безопасности, установленных в конкретной отрасли.

Изготовитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее конечное производство продукции для её дальнейшей реализации оптовым и розничным покупателям, за исключением схем аутсорсинга. Результат такой работы – пригодность изделия для конечного потребления.

В чем разница между производителем и изготовителем?
Таким образом, производитель – это обладатель всего спектра прав на продукт, который может либо выпускать товары самостоятельно, либо прибегать к услугам субподрядчиков. К их числу, наряду с проектировщиками, упаковщиками и маркировщиками, относятся изготовители. Последнюю группу субъектов объединяет лишь тот факт, что они стоят на вершине производственной цепочки и делают продукт пригодным к употреблению либо дальнейшей реализации.

В чем отличие производителя от изготовителя?
Соотношение:

Производитель – это компания, обладающая всем спектром прав собственности на продукт. Изготовитель – исполнитель продукта, который такими правами может не обладать.

Особенности работы:

Производитель может выпускать продукцию самостоятельно, либо прибегать к услугам субподрядчиков, в числе которых – изготовитель.

Ответственность:

Производитель отвечает за качество продукта в целом, изготовитель – лишь в части тех финальных производственных операций, которые были им выполнены.

Страна происхождения товара по 44-ФЗ

Требование к обозначению страны происхождения товара — одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе. У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием — от того, зачем же нужна эта информация, до того — как правильно ее указать. Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто.

Что такое страна происхождения товара

Первый вопрос, на который следует дать ответ — что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014. Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара — это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан.

В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара

Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).

Многие участники задаются вопросом — нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке. На основании пункта 6 части 3 статьи 73 Федерального закона №44 такое требование в обязательном порядке устанавливается заказчиком только в случаях, обозначенных в статье 14 Федерального закона №44 (если речь идет об ограничении допуска или полном запрете на допуск каких-либо товаров). В общем случае пункта, требующего от участника указать, в какой стране произведен товар, в извещении о проведении запроса котировок быть не должно. Следовательно, при отсутствии особых требований, участник вправе не указывать эти данные.

Как подтверждается страна происхождения товара

Что касается электронного аукциона, она обозначается участником в первой части заявки. При этом, если такое требование установлено заказчиком в документации в соответствии с действующим законодательством РФ, ко второй нужно будет приложить соответствующие декларации или сертификаты (в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона №44). Отстранение первой части заявки из-за отсутствия этих документов недопустимо и является грубым нарушений законодательства со стороны конкурсной/аукционной комиссии.

В общем случае подтверждать сведения о стране происхождения товара не требуется — достаточно констатации факта в первой части заявки (если вы дополнительно указываете данные сведения во 2 части — можете использовать образец). Однако обман здесь не допустим — в случае победы при поставке товара заказчик наверняка обратит внимание на несоответствие.

С конкурсом все проще — все документы там предоставляются разом и разбираться в вопросе «когда?» нет необходимости.

Как правильно указать страну происхождения товара в заявке

Для того, чтобы правильно указать страну происхождения товара, нужно обратиться к Постановлению Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст. Именно им определяется, какие название, в том числе и сокращенные, допустимы для той или иной страны. Для вашего удобства мы разместили на нашем сайте сведения из общероссийского классификатора стран мира.

Типичные ошибки, которые допускают участники торгов:

  • Вместо названия, предусмотренного классификатором, указывают сокращенные, например «РФ» или «США». Обе эти аббревиатуры, хотя и привычны в использовании, считаются ошибочными. Правильным будет написать «Российская Федерация» или «Соединенные Штаты Америки» соответственно.
  • Еще одна ошибка — указание конкретного города без упоминания страны. Например, «Ярославль», «Коломна» или «Московская область». Во всех случаях правильным будет написать просто «Российская Федерация».
  • Некоторые участники пытаются указать страну, в которой был произведен товар, при помощи замысловатых фраз. Например, «товар белорусского производства» или «товар произведен в Беларуси». Это также неправильно, нужно написать просто «Беларусь». К слову, привычное российскому слуху «Белоруссия» в соответствии с классификатором недопустимо.

Для чего нужно указывать страну происхождения товара

Разобравшись со всеми деталями и тонкостями указания страны происхождения товара, некоторые участники торгов все же задаются вопросом — зачем это нужно? Ответ на этот вопрос дается в статье 14 Федерального закона №44. Для всех закупок, осуществляемых государственными и муниципальными органами, применяется национальный режим. Кроме того, для некоторых категорий товаров российского, белорусского и казахстанского производства предусмотрены 15-процентные преференции. Их перечень определен приказом Министерства экономического развития от 25.03.2014 №155.

Страна происхождения товара и наименование происхождения товара

Термин страна происхождения товара не стоит путать с термином наименование происхождения товара. Последнее, согласно статьи 1516 Гражданского кодекса РФ, является указанием на конкретное место, ассоциирующееся с какими-то уникальными товарами. Например, Гжель или Вологодское кружево. Реестр наименований происхождения товара доступен на сайте Федерального института промышленной собственности: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/. Столкнувшись с требованием указать наименование происхождения товара участники торгов часто допускают ошибку, указывая вместо него какую-либо страну. Результат такой неточности — отклонение заявки.

Страна происхождения товара

Метка «Сделано в Швейцарии» на часах TAG Heuer

Страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны и вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли.

Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами страны. При этом под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

Ставка таможенной пошлины устанавливается в зависимости от страны происхождения товара. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства — члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.